Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан

Призвание родом из детства

«По морям, по волнам, нынче здесь, завтра там»  – поется в известной песенке о моряке. То же самое и дальнобойщик: приехал  он из многодневного тура по городам и весям Евразии, повидался с родными, отдохнул денек-другой, а если повезет, то целую недельку, и опять в дорогу дальнюю. Только вместо синих морей сухопутного моряка вдаль от родного берега несут черные реки асфальта, а вместо волн морских его «шаланду» качают холмы и пригорки. В этом одиночном плавании единственные средства связи с миром – это рация и мобильный телефон.

 

Мой звонок застал Константина Никрошкина  в рейсе по маршруту Алматы–Костанай–Петропавловск протяженностью 2500 км. Оказывается, он уже сутки в пути и успел переночевать на стоянке в Шыганаке, в 360 км от южной столицы.  На север страны Константин Иванович везет медикаменты, половину груза он оставит в Костанае, половину в Петропавловске. Первым делом дальнобойщик поделился со мной шоферской радостью.

–«Дороги начали делать хорошие, вот сейчас Карагандуобъезжаю, можно сказать, автобан. Дорога в Нур-Султан исключительная, новая, в город не заезжаешь, никаких светофоров, это радует».  

– А вот здесь под Алматы, Курты, дорогавечно разбитая была, как сейчас там?

– Вот там и ремонтируют, от Курты начинается и  до самой Караганды,я до нее двое суток ехал, а обычно сутки. Старый асфальт сняли, кладут новый, не латают, а именно строят полностью дорогу. Автобан,как написано, будет от Караганды до  Алматы, такой же, как от Караганды до Нур-Султана. Дорога будет платная, но пусть платная и хорошая, чем бесплатная и никакая, потом больше машину ремонтируешь.

Куда Константин Иванович поедет из Петропавловска, он пока не знает, это решать логистам компании. Они могут развернуть его назад, а могут повернуть на запад, в Европу.Какие там сейчас действуют ограничения из-за коронавируса достоверно неизвестно.

«Из Латвии приехал  один, говорит, что проблем с карантином нет, все спокойно, из Италии тоже пришла машина, там тоже так. В прошлый раз ехал, Караганда была закрыта, то есть, как закрыта, гаишники собирали под сопровождение машин тридцать и проводили. Сейчас еду, уже сопровождения нет, сами едем, но в Нур-Султан, еще под сопровождениемпо объездной дороге заезжают. Кому нужна разгрузка в городе, тот, естественно, сам заезжает, а транзитный транспорт, тот под сопровождением идет. Но это только Астана, до этого Актобе, Уральск и Караганда тоже так были.

– Во время коронавируса работали? Карантин повлиял на перевозки?

– Во время коронавируса мы дома не сидели, карантин особо на перевозки  не повлиял, единственное, что в городах пропускная система. Но все относятся с пониманием, особых препятствий, большого ажиотажа  не вижу, Украину и Россию тоже проезжаем без проблем. Стоит блокпост, подходят в масках, ты тоже, конечно,  в маске и в перчатках, проверяют, если все нормально, проезжаешь. У нас зеленый коридор, потому что мы продукты питания, медикаменты везем. Кто это все будет возить?Поэтому мы под сильный удар не попали, да, стояли, да, очереди были, задержки, нодвигались тем не менее.

– В автопарке, доеще рейса, тоже проверяли, наверное?

– Ну да, конечно, шеф проверяет перед рейсом, чтобы и маски и перчатки были, температуру меряют, все как положено, чтобы даже подозрений не было. Инструктажпроводит, чтобы за руку не здоровались, не общались друг с другом, мы тоже понимаем,что надоберечь себя и близких. Фирма дает маски, перчатки и антисептик, шеф сам выдает, в фирму заходишь в маске, перчатках, руки продезинфицировал,  у нас с этим строго.Он дисциплину любит, встал на стоянку, будь добр, СМС отправь, что все в порядке. Потому что дороги дальние, переживает. Я вам так скажу, шеф к своим подчиненным и водителям относится с большим уважением, и мы соответственно относимся. Десятый год работаю в ТОО Navis,и меня устраивают такие взаимоотношения. И зарплата тоже, она у нас среднестатистическая, кто в европейских компаниях работает, тот,конечно больше зарабатывает.

 

– Мне всегда было интересно узнать, как питаются дальнобойщики в дороге?  И чем? Кафе же не везде есть, а сейчасони вообще  все закрыты.

– Что-то в магазинах купим, «навесное», как мы говорим, много кафе сейчас позакрывалось, но есть кафе, в которых написано «Навынос», в одноразовых контейнерахеду дают. Если кафе далеко, то варишь сам, чай вскипятить можешь. Газ в машине есть, автомобильныйгазовый баллон, он закрывается, чтобы не пахло в кабине, специальнопредусмотрен для грузовых машин, чайник есть и холодильник. Когда на отстой встал и время есть,как говорится, с чувством, с толком, с расстановкой сварил себе лапшу быстрого приготовления,или пельмешки, покушал и дальше поехал. На дороге-то стоять нельзя, полиция не позволит, если только не сломался.

–Супруга, наверное, вкусненькое что-нибудь положит?

– Ну, конечно, положит, любящая супруга как не положит? Обязательно положит! (смеется). Салаты приготовит, соленья с дачи, мясца пожарит, борща сварит и в баночку положит. Но на весь рейс, конечно, не хватит,того, что жена приготовит, грубо говоря, неделю прожить можно на домашних пирожках, а дальше уже сам или кафе.

– А вот в дороге помыться можно? Душ принять? Или это только в Европе?

– Нет, не только. В России, к примеру, большая стоянка есть, «Итиль» называется, там еда навынос. А мыться, пожалуйте, в кабинки. Туалет, прачечные есть, белье постирать – пока помылся, покушал, час-полтора и оно почти сухое. Все чисто, цивильно. У нас такое есть в Уральске и  Актобе, большие стоянки TIR-паркинг с комплексомиз кафе, гостиницы,   душевых. Все оборудовано, хочешь – мойся, хочешь – стирайся. Без проблем. Но не так много стоянок, как в России, Нур-Султан-Караганда кафешек нет, потому что ремонтируют  дороги. А вот если едешь в сторону Шымкента, большие заправки стоят, при них мини-маркеты, гостиница, душевые, автомойка для грузовых и легковых машин, прачечная. Едешь и слышно,  как по рации дают объявление, что на таком-то километре находится TIR-паркинг, кто первый раз едет, не знает, услышит по рации и заедет. При этом сервис есть, шиномонтажная и еще что-то.

– Кстати, о ремонте в дороге,  о техсервисе на трассах. Как сейчас с этим обстоит дело?

– Если что-то серьезное, конечно, заезжаешь на сервис, если по мелочи, то сам. Если что-то тяжелое то, только  рукой махнешь, ребята остановятся, помогут. Если до сервиса не можешь сам доехать, тоже остановишь кого-нибудь, дотащат, в общем, помогаем друг другу в дороге.

– Есть все-таки,значит, водительская солидарность? Может, реже, не так, как раньше, но есть?

– Конечно, в нашей работе без взаимовыручки никуда!

– А вот как в фильмах западных  показывали – сломался на дороге, позвонил в техпомощь, приехали, отремонтировали. Такое есть у нас?

– Нет, такого у нас нет. Баллон, допустим, лопнул, сам делаешь, а в Европе не так, они сами ничего не делают, подъезжает техсервис, ремонтируют или эвакуатором отвозят. У нас такого еще нет (смеется).

– У них-то расстояния не большие, как у нас. Попробуй с нашими расстояниями…

– У них, в Германии, в Голландии, если даже расстояния большие, во-первых, автобаны и каждые пять, самое больше, десять   километров, автохофы стоят­ – это такие большие стоянки с кафе и они бесплатные. У них в любом случае можешь доехать до автохофа, конечно, не как у нас, когда до ближайшей стоянки надо доехать пятьдесят, а то и стокилометров. И у нас далеко не везде автобаны. Да,дороги строят в разных регионах, мы видим,что дело движется в лучшую сторону.

– А вот еще одно мнение давно бытует, что дальнобойщики в дороге обязательно подбирают … попутчиц. Такой «сервис» есть сейчас?

– Сейчас такого нет! Раньше было, стояли. Может быть, молодежь, кого-то и находит, а у нас уже не тот возраст, я с 1964 года (смеется). Раньше лет 15 назад, едешь, они стоят при кафе, может быть, есть какие-то отдельные наработанные точки, а так… Я на ТIR-паркингах сколько останавливаюсь, никто нигде не подходил с предложением типа «хотите отдохнуть?». Нив Украине, ни в России не видел такого…

– А у нас?

– У нас тоже нет. Однозначно, нет.

– А вЕвропе? В Германии или в той же Голландии?

 – Нет. Я, во-первых, ехал всегда по автобану, а заезжал на стоянки, там тоже не видел такого.  Видимо, полиция разогнала, и у нас, наверное, тоже,  сами понимаете: трасса есть трасса, от одного к другому – сейчас такую заразу можно подцепить, что мама не горюй! Да и сами водители понимают, что главное это здоровье и безопасность, у тебя же семья. Это все из прошлых годов, когда «трассовые»стояли на обочинах, в кафе работали, сейчас же везде автобаны.

  О семьерасскажите. После рейса, чем занимаетесь?

– Семья у меня небольшая – жена, сын, внуки есть, живем с тещей. После рейса обычно  ездим  на дачу. Сын отдельно живет, у него мебельная фирма, я был против того, чтобы сын пошел по моим стопам. Как и мой отец, он тоже был против того, чтобы я стал дальнобойщиком, шофером. Он тоже дальнобойщик, считал, что эта работа тяжелая, часто отрываешься от семьи. Я сам из Алматы, отец возил молоко в цистернах, с ним ездил в Чунджу, Талдыкорган, оттуда возили молоко. После армии я тоже на молочную базу пришел, выучился на права и тоже с молоковоза начал, пошел по стопам отца. Где-то с 1988-89 годов езжу, сначала по Казахстану, всю республику объехал, потом были Россия, Украина, Турция, Армения, Иран.

– Первая «фура»какая была?

– Маз-500, потом КамАЗ, потом Scania, теперь DAF – 12 метров длина, два спальника, в кабине в рост стою спокойно.

– Первый рейс куда был?

– Первый рейс поехали в Тольятти на двух КамАЗах за запчастями, с напарником со стажем, мне 25 лет было,   он постарше.  25 дней ехали, тогда ни раций, ни соток не было, здесь спросишь, там спросишь, так и добирались.

– И последний вопрос. Вам сразу понравилась эта профессия? И чем?

– Кто-то сядет, раз проедет, скажет - это не мое! Я раза два-три проехал, с детства видел, как отец работал, понравилось. Конечно, работа тяжелая, не из легких, но…домой приезжаешь, неделю посидишь, уже хочется в рейс…

Назад