Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан

Автобусные перевозки пассажиров в международном и межобластном сообщениях и анализ их развития.

КАО (ОЮЛ «СОЮЗ АВТОТРАНСПОРТНИКОВ РК») в 2021 году выполнил исследовательскую работу на тему «Исследование состояния автотранспортных перевозок пассажиров в международном и межобластном сообщениях, анализ путей развития и разработка рекомендаций по решению проблем». Цель проекта раскрыта её названием и эта работа КАО, является 5-й по счёту, осуществленной за счет целевого финансирования Корпоративным Фондом Союза транспортников РК «КАЗЛОГИСТИКС».

 

Аманбаев С., Остемир А.

 

КАО (ОЮЛ «Союз автотранспортников РК») в 2021 году выполнил исследовательскую работу на тему «Исследование состояния автотранспортных перевозок пассажиров в международном и межобластном сообщениях, анализ путей развития и разработка рекомендаций по решению проблем». Цель проекта раскрыта её названием и эта работа КАО, является 5-й по счёту, осуществленной за счет целевого финансирования Корпоративным Фондом Союза транспортников РК «КАЗЛОГИСТИКС».

Надо отметить, что этот и другие исследовательские проекты, выполненные в канун 30-ти летия независимости Республики Казахстан, отражают происходящие в стране события в сфере транспорта, являясь частью летописи истории государства этого периода. Кроме того, эти работы способствуют профессиональному анализу ситуации, при широком обсуждении и разработке эффективных путей решения проблем отрасли.

Проектом осуществлён анализ по рассматриваемым видам сообщений с детальной характеристикой предприятий и парка. В настоящее время Казахстан осуществляет международные перевозки пассажирским автомобильным транспортом с 49 странами Азии и Европы. Этими же предприятиями международных маршрутов осуществляются также межобластные и междугородные перевозки.

В работе подробно проанализировано государственное регулирование этой сферы перевозок и существующая нормативная база. Здесь надо отметить, что несмотря на почти 30 лет, прошедшие после приватизации и смены общественного строя, до сих не установилась институциональная память (означающая наличие наработанного опыта, практики специалистов государственных уполномоченных органов) в вопросах организации перевозок. Это подтверждается тем, что пассажирские автобусные перевозки обеспечены нормативно правовыми актами в полном обьёме, но проблемой является контроль и надзор их исполнения.

Особенностью 2020-2021 г.г., пришедшей на период пандемии, является сложное положение в экономике страны. В число наиболее пострадавших сфер экономики, из за карантинных ограничений, относится деятельность автовокзалов и перевозчиков в международном и межобластном автобусном сообщении.

С 16 марта 2020 года и до настоящего времени (на 01.12.2021 г.) были полностью остановлены все международные, межобластные автобусные перевозки (2400 автобусов) и закрыты автовокзалы (38), автостанции (113). При этом, авиаперевозки, перевозки пассажиров ЖД транспортом работают и более того субсидируются государством, тогда как автотранспорту в финансовой поддержке официально отказано. 

И в то же время, никто не ограничивает работу нелегальных предпринимателей, которые в ущерб безопасности движения и санитарных норм, полностью заняли нишу в этой сфере автобусных пассажирских перевозок, уведя её в теневую экономику. В итоге, законопослушный бизнес массово банкротится, выросла смертность на дорогах, а бюджет не получает налоги. В этом случае налицо отсутствие адекватного ситуации анализа у центрального уполномоченного органа в лице МИИР РК и правительства с последующим принятием эффективных мер в интересах общества, государства и бизнеса.

В проекте подробно представлен мировой опыт в области пассажирских автоперевозок по снижению негативных последствий от коронавируса COVID-19. Мировая транспортная система оказалась одной из наиболее пострадавших сфер в результате пандемии COVID-19. В основе негативных последствий лежат различные факторы: закрытие государственных границ, введение ограничений на передвижение людей. Сегодня страны находятся на переходном этапе: в транспортной сфере наблюдается адаптация к обновленным условиям деятельности.

Также в работе освещён международный опыт по передаче отдельных функций саморегулируемым организациям, признанный в настоящее время как одно из необходимых и важнейших направлений повышения качества организации перевозок. В этой связи, представляет особый интерес опыт государственного дерегулирования Великобритании 80-х годов, в период правления М.Тэтчер, известной своей непреклонностью и решимостью, как «железная леди». Ей на практике удалось успешно осуществить дерегулирование, имеющего следующие общие черты с ситуацией в настоящее время в Казахстане:

- государственное управление и регулирование в сфере автобусных перевозок крайне неэффективно;

- низкое качество обслуживания пассажиров;

- бесконтрольность нелегальных перевозчиков.

Практика Великобритании показала, что передача государственных функций в сфере пассажирских перевозок на саморегулирование бизнесу является эффективной мерой для развития предпринимательства при обеспечении безопасности дорожного движения и качества предоставляемых услуг. При этом, конкурентная среда предпринимательства способна в кратчайшие сроки найти оптимальные подходы и реализовать под контролем государства эффективные решения по организации пассажирских автобусных перевозок.

Проведённый при исследовании опрос отраслевых общественных организаций выявил значительные недостатки деятельности центрального уполномоченного органа и МИО в организации работы пассажирского автотранспорта. Невосполнимый ущерб от нелегальных перевозок, по мнению опрошенных, заключается в дискредитации государственной политики в этой сфере и пропаганде культа несоблюдения требований законодательства страны, игнорировании правил цивилизованного рынка.

Руководители ассоциаций выразили мнение, что действующая система государственного управления и организация межобластных и международных перевозок пассажиров совершенно не эффективна. В итоге, сложившаяся ситуация в настоящее время препятствует привлечению инвестиций отечественным бизнесом, негативно влияя на социально экономическое положение областей.

Особое внимание в проекте уделено реализации положений закона РК о саморегулировании на пассажирских автобусных перевозках, что актуально в связи с принятым в 2019 году официальным решением центрального уполномоченного органа, в лице комитета  транспорта МИИР РК, о передаче государственных функций в области организации международных, межобластных и таксомоторных перевозках в конкурентную среду. Это решение МИИР РК обьясняется в первую очередь стратегической политикой государства, с учётом мировой практики, уйти полностью от регулирования во всех сферах бизнеса.

Саморегулирование – комплекс мер, предусмотренных Законом о СРО, направленных на самостоятельное регулирование физическими и юридическими лицами осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, основанной на утверждении правил и стандартов саморегулируемой организации, осуществлении контроля за их соблюдением, а также обеспечении имущественной ответственности субъектов саморегулирования.

Основные законодательные поправки при создании СРО в области пассажирского автотранспорта. В Законе РК от 2003 года «Об автомобильном транспорте» будут предусмотрены следующее нормы для регламентации:

- государственный контроль за СРО;

- контроль за пассажирскими перевозками;

- обязанность МИО по обеспечению инфраструктуры;

- виды автомобильных пассажирских перевозок;

- квалификационные требования;

- взаимодействие СРО с государственным органом и НПП;

- организационная структура СРО;

- способ обеспечения имущественной ответственности.

Итоговыми выводами результатов исследования являются выявление следующих аспектов пассажирских автоперевозок:

      Утверждение МИИР РК о передаче государственных функций в области автомобильного пассажирского автотранспорта;

      Вследствие пандемии и запрета на деятельность с 16.03.2020 г. в международном и межобластном сообщениях во всех регионах страны наблюдается банкротство предприятий пассажирских автоперевозок на регулярных маршрутах и отток законопослушных предпринимателей в «теневую экономику»;

      Низкий уровень безопасности перевозок, обновлению парка и наличию квалифицированных водителей;

      Развитие теневой  экономики, нелегальных перевозок пассажиров, следствием которой является недобросовестная  конкуренция;

      Мировой опыт показывает, что значительную часть издержек при пандемии покрывается за счет местного или центрального бюджета по социальным, экономическим и экологическим причинам. В развитых странах доля покрытия затрат на перевозки из бюджета составляет от 35% до 100%;

      Согласно материалов исследований отмечено негативное воздействие пандемии коронавируса COVID-19 на деятельность операторов общественного транспорта. Правительствами предпринимаются меры по краткосрочной поддержке перевозчиков для ликвидации текущего дефицита средств на осуществление перевозок;

      Анализ государственного регулирования пассажирскими автоперевозками показывает необходимость перевода части государственных функций на принципы саморегулирования, целью которого являются:

-      вывод из теневой экономики предприятий, осуществляющих свою деятельность в форме ИП и привлекающих к перевозке индивидуальных собственников автобусов;

-      организация системного контроля безопасности движения и качества обслуживания пассажиров со стороны МИО.

Достижениями исследовательского проекта являются:

-      предлагаемые МИИР РК, МИО и бизнесу решения по организации перевозок саморегулирующей организацией, регламентирующих все аспекты организации пассажирских автобусных перевозок в международном и межобластном сообщениях;

-      отражение отрицательного влияния запрета перевозок пассажиров в международном и межобластном сообщениях на безопасность движения;

-      приведен передовой опыт Великобритании 80-х годов по передаче государственных функций по организации перевозок пассажиров;

-      даны предложения по изменению в законодательство и НПА для нормативного обеспечения реализации государственной политики по передаче функций от центрального уполномоченного органа на саморегулирование;

-      разработаны рекомендации для государственного центрального уполномоченного органа, местных исполнительных органов  и бизнеса.

Таким образом, благодаря вышеизложенным результатам работы, исполнители проекта выражают уверенность в прикладном значении и эффективном использовании данного исследования на благо развития сферы пассажирских автобусных перевозок Казахстана.

 

Полностью с материалами исследовательского проекта «Исследование состояния автотранспортных перевозок пассажиров в международном и межобластном сообщениях, анализ путей развития и разработка рекомендаций по решению проблем» можно ознакомиться на сайте СТК РК «КАЗЛОГИСТИКС».

 

Назад