+7 (727) 250-92-95
Автобусные перевозки пассажиров в международном и межобластном сообщениях и анализ их развития.
Аманбаев С., Остемир А.
КАО (ОЮЛ «Союз автотранспортников РК») в 2021 году выполнил исследовательскую работу на тему «Исследование состояния автотранспортных перевозок пассажиров в международном и межобластном сообщениях, анализ путей развития и разработка рекомендаций по решению проблем». Цель проекта раскрыта её названием и эта работа КАО, является 5-й по счёту, осуществленной за счет целевого финансирования Корпоративным Фондом Союза транспортников РК «КАЗЛОГИСТИКС».
Надо отметить, что этот и другие исследовательские проекты, выполненные в канун 30-ти летия независимости Республики Казахстан, отражают происходящие в стране события в сфере транспорта, являясь частью летописи истории государства этого периода. Кроме того, эти работы способствуют профессиональному анализу ситуации, при широком обсуждении и разработке эффективных путей решения проблем отрасли.
Проектом осуществлён анализ по рассматриваемым видам сообщений с детальной характеристикой предприятий и парка. В настоящее время Казахстан осуществляет международные перевозки пассажирским автомобильным транспортом с 49 странами Азии и Европы. Этими же предприятиями международных маршрутов осуществляются также межобластные и междугородные перевозки.
В работе подробно проанализировано государственное регулирование этой сферы перевозок и существующая нормативная база. Здесь надо отметить, что несмотря на почти 30 лет, прошедшие после приватизации и смены общественного строя, до сих не установилась институциональная память (означающая наличие наработанного опыта, практики специалистов государственных уполномоченных органов) в вопросах организации перевозок. Это подтверждается тем, что пассажирские автобусные перевозки обеспечены нормативно правовыми актами в полном обьёме, но проблемой является контроль и надзор их исполнения.
Особенностью 2020-2021 г.г., пришедшей на период пандемии, является сложное положение в экономике страны. В число наиболее пострадавших сфер экономики, из за карантинных ограничений, относится деятельность автовокзалов и перевозчиков в международном и межобластном автобусном сообщении.
С 16 марта 2020 года и до настоящего времени (на 01.12.2021 г.) были полностью остановлены все международные, межобластные автобусные перевозки (2400 автобусов) и закрыты автовокзалы (38), автостанции (113). При этом, авиаперевозки, перевозки пассажиров ЖД транспортом работают и более того субсидируются государством, тогда как автотранспорту в финансовой поддержке официально отказано.
И в то же время, никто не ограничивает работу нелегальных предпринимателей, которые в ущерб безопасности движения и санитарных норм, полностью заняли нишу в этой сфере автобусных пассажирских перевозок, уведя её в теневую экономику. В итоге, законопослушный бизнес массово банкротится, выросла смертность на дорогах, а бюджет не получает налоги. В этом случае налицо отсутствие адекватного ситуации анализа у центрального уполномоченного органа в лице МИИР РК и правительства с последующим принятием эффективных мер в интересах общества, государства и бизнеса.
В проекте подробно представлен мировой опыт в области пассажирских автоперевозок по снижению негативных последствий от коронавируса COVID-19. Мировая транспортная система оказалась одной из наиболее пострадавших сфер в результате пандемии COVID-19. В основе негативных последствий лежат различные факторы: закрытие государственных границ, введение ограничений на передвижение людей. Сегодня страны находятся на переходном этапе: в транспортной сфере наблюдается адаптация к обновленным условиям деятельности.
Также в работе освещён международный опыт по передаче отдельных функций саморегулируемым организациям, признанный в настоящее время как одно из необходимых и важнейших направлений повышения качества организации перевозок. В этой связи, представляет особый интерес опыт государственного дерегулирования Великобритании 80-х годов, в период правления М.Тэтчер, известной своей непреклонностью и решимостью, как «железная леди». Ей на практике удалось успешно осуществить дерегулирование, имеющего следующие общие черты с ситуацией в настоящее время в Казахстане:
- государственное управление и регулирование в сфере автобусных перевозок крайне неэффективно;
- низкое качество обслуживания пассажиров;
- бесконтрольность нелегальных перевозчиков.
Практика Великобритании показала, что передача государственных функций в сфере пассажирских перевозок на саморегулирование бизнесу является эффективной мерой для развития предпринимательства при обеспечении безопасности дорожного движения и качества предоставляемых услуг. При этом, конкурентная среда предпринимательства способна в кратчайшие сроки найти оптимальные подходы и реализовать под контролем государства эффективные решения по организации пассажирских автобусных перевозок.
Проведённый при исследовании опрос отраслевых общественных организаций выявил значительные недостатки деятельности центрального уполномоченного органа и МИО в организации работы пассажирского автотранспорта. Невосполнимый ущерб от нелегальных перевозок, по мнению опрошенных, заключается в дискредитации государственной политики в этой сфере и пропаганде культа несоблюдения требований законодательства страны, игнорировании правил цивилизованного рынка.
Руководители ассоциаций выразили мнение, что действующая система государственного управления и организация межобластных и международных перевозок пассажиров совершенно не эффективна. В итоге, сложившаяся ситуация в настоящее время препятствует привлечению инвестиций отечественным бизнесом, негативно влияя на социально экономическое положение областей.
Особое внимание в проекте уделено реализации положений закона РК о саморегулировании на пассажирских автобусных перевозках, что актуально в связи с принятым в 2019 году официальным решением центрального уполномоченного органа, в лице комитета транспорта МИИР РК, о передаче государственных функций в области организации международных, межобластных и таксомоторных перевозках в конкурентную среду. Это решение МИИР РК обьясняется в первую очередь стратегической политикой государства, с учётом мировой практики, уйти полностью от регулирования во всех сферах бизнеса.
Саморегулирование – комплекс мер, предусмотренных Законом о СРО, направленных на самостоятельное регулирование физическими и юридическими лицами осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, основанной на утверждении правил и стандартов саморегулируемой организации, осуществлении контроля за их соблюдением, а также обеспечении имущественной ответственности субъектов саморегулирования.
Основные законодательные поправки при создании СРО в области пассажирского автотранспорта. В Законе РК от 2003 года «Об автомобильном транспорте» будут предусмотрены следующее нормы для регламентации:
- государственный контроль за СРО;
- контроль за пассажирскими перевозками;
- обязанность МИО по обеспечению инфраструктуры;
- виды автомобильных пассажирских перевозок;
- квалификационные требования;
- взаимодействие СРО с государственным органом и НПП;
- организационная структура СРО;
- способ обеспечения имущественной ответственности.
Итоговыми выводами результатов исследования являются выявление следующих аспектов пассажирских автоперевозок:
• Утверждение МИИР РК о передаче государственных функций в области автомобильного пассажирского автотранспорта;
• Вследствие пандемии и запрета на деятельность с 16.03.2020 г. в международном и межобластном сообщениях во всех регионах страны наблюдается банкротство предприятий пассажирских автоперевозок на регулярных маршрутах и отток законопослушных предпринимателей в «теневую экономику»;
• Низкий уровень безопасности перевозок, обновлению парка и наличию квалифицированных водителей;
• Развитие теневой экономики, нелегальных перевозок пассажиров, следствием которой является недобросовестная конкуренция;
• Мировой опыт показывает, что значительную часть издержек при пандемии покрывается за счет местного или центрального бюджета по социальным, экономическим и экологическим причинам. В развитых странах доля покрытия затрат на перевозки из бюджета составляет от 35% до 100%;
• Согласно материалов исследований отмечено негативное воздействие пандемии коронавируса COVID-19 на деятельность операторов общественного транспорта. Правительствами предпринимаются меры по краткосрочной поддержке перевозчиков для ликвидации текущего дефицита средств на осуществление перевозок;
• Анализ государственного регулирования пассажирскими автоперевозками показывает необходимость перевода части государственных функций на принципы саморегулирования, целью которого являются:
- вывод из теневой экономики предприятий, осуществляющих свою деятельность в форме ИП и привлекающих к перевозке индивидуальных собственников автобусов;
- организация системного контроля безопасности движения и качества обслуживания пассажиров со стороны МИО.
Достижениями исследовательского проекта являются:
- предлагаемые МИИР РК, МИО и бизнесу решения по организации перевозок саморегулирующей организацией, регламентирующих все аспекты организации пассажирских автобусных перевозок в международном и межобластном сообщениях;
- отражение отрицательного влияния запрета перевозок пассажиров в международном и межобластном сообщениях на безопасность движения;
- приведен передовой опыт Великобритании 80-х годов по передаче государственных функций по организации перевозок пассажиров;
- даны предложения по изменению в законодательство и НПА для нормативного обеспечения реализации государственной политики по передаче функций от центрального уполномоченного органа на саморегулирование;
- разработаны рекомендации для государственного центрального уполномоченного органа, местных исполнительных органов и бизнеса.
Таким образом, благодаря вышеизложенным результатам работы, исполнители проекта выражают уверенность в прикладном значении и эффективном использовании данного исследования на благо развития сферы пассажирских автобусных перевозок Казахстана.
Полностью с материалами исследовательского проекта «Исследование состояния автотранспортных перевозок пассажиров в международном и межобластном сообщениях, анализ путей развития и разработка рекомендаций по решению проблем» можно ознакомиться на сайте СТК РК «КАЗЛОГИСТИКС».