Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан

Новости МАП

Открытое письмо Президенту Республики Казахстан Токаеву К-Ж.К.

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич! Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО) выражает Вам свое почтение и сообщает следующее.

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!

Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО) выражает Вам свое почтение и сообщает следующее.

КазАТО является действительным членом Международного Союза Автомобильного Транспорта (МСАТ) с 1995 года, коллективным членом Международной Академии Транспорта с 2002 года, ассоциированным членом Координационного транспортного совещания министров транспорта государств-участников СНГ. КазАТО объединяет порядка 450 казахстанских компаний, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов с парком подвижного состава более 7500 автотранспортных средств. КазАТО аккредитован Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан и Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен», и на постоянной основе вносит значительный вклад в развитие отрасли международных автомобильных перевозок.

КазАТО крайне обеспокоен положением дел в области международных автомобильных перевозок грузов.

КазАТО сообщает, что доля отечественных перевозчиков в общем объеме международных автомобильных перевозок составила в прошлом году 31%, что значительно ниже предыдущих лет (2019 году – 46,4%).

Перевозчиками третьих стран в/из Казахстана перевезено 1837640,9 тонн грузов, т.е. выполнено 122,5 тыс. рейсов. При этом иностранным государствам по квоте было передано 38290 бланков казахстанских разрешений, что равно 84210 рейсов в/из Казахстана было выполнено сверх квоты, то есть без казахстанских разрешений в/из третьих стран.

Так, белорусскими перевозчиками было перевезено 119255,0 тонн – это 7950 рейсов, когда квота обмена бланками третьих Исх. № 453 от 16.08.2022г. стран с Белорусской стороной за 2021 год составила 2100 единиц. Аналогичная ситуация с перевозчиками России и Узбекистана, которыми было перевезено 168974 и 62166 тонн, т.е. выполнено 11265 и 4140 рейсов соответственно, при обмене бланками в/из третьих стран на данный период в количестве 9000 и 2500 штук.

Такое положение дел сложилось в результате осуществления иностранными перевозчиками перевозок в/из третьих стран с/на территорию Республики Казахстан без наличия соответствующих казахстанских бланков разрешений, либо при наличии таковых, не заполняя и без проставления в них отметок о въезде и выезде, а также путем фальсификации товаросопроводительных документов для оформления перевозки под видом внутренней между странами-участницами Евразийского экономического союза (Далее – Союз), для которых действует безразрешительная система, в целях использования одного казахстанского разрешения в течении года несколько раз.

В тоже время, Приложением №1 к Приложению № 24 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года установлен Порядок осуществления транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе ЕАЭС (Порядок).

Согласно Порядка, транспортные средства, следующие на территорию одного государства-члена через территорию другого государства-члена, подлежат транспортному (автомобильному) контролю в контрольных пунктах, расположенных на внешней границе Союза. Орган транспортного (автомобильного) контроля государства-члена, через государственную границу которого осуществляется въезд на таможенную территорию Союза, в контрольных пунктах помимо действий по транспортному (автомобильному) контролю, предусмотренных законодательством указанного государства-члена, осуществляет проверку наличия у перевозчика разрешений (специальных разрешений) на перевозку в третьи страны (из третьих стран) на территории других государств-членов, по которым осуществляется перевозка.

При установлении в ходе контрольных действий, предусмотренных настоящим Порядком, несоответствия контролируемых параметров транспортного средства, отсутствия или несоответствия документов, предусмотренных законодательством государств-членов, орган транспортного (автомобильного) контроля одного государства-члена выдает водителю уведомление по форме, согласованной органами транспортного (автомобильного) контроля государств-членов, содержащее информацию:

- о выявленных несоответствиях;

- о необходимости получения недостающих документов до прибытия на территорию другого государства-члена;

- о ближайшем с учетом маршрута следования транспортного средства контрольном пункте органа транспортного (автомобильного) контроля другого государства-члена, в котором перевозчик должен предъявить доказательства устранения несоответствия контролируемых параметров транспортного средства и (или) документы, указанные в уведомлении.

Однако, иностранными перевозчиками ранее выданные уведомления не исполняются и они продолжают осуществлять перевозки без соответствующих казахстанских разрешений.

КазАТО считает, что в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития созданы коррупционные схемы, способствующие проезду иностранных перевозчиков с неисполненными уведомлениями и без казахстанских разрешений либо без проставления отметок о въезде и выезде на/из территории Республики Казахстан.

В тоже время, компетентными органами Республики Беларусь и Российской Федерации не исполняется пункт 12 Порядка, согласно которому Выпуск транспортного средства с территории Союза не осуществляется до предъявления перевозчиком документов, наличие которых предусмотрено пунктами 7 и 8 Порядка.

В результате, в 2021 году стране был нанесен огромный социально-экономический ущерб. Казахстанское содержание в общем объеме транспортных услуг сократилось на 842 млн. долларов США, бюджет страны недополучил около 67 млн. долларов США в виде налоговых платежей, потеряно порядка 8 тысяч рабочих мест.

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, в своем выступлении на совещании по вопросам противодействия коррупции Вы отметили, что «бескомпромиссная борьба с коррупцией является одним из основных приоритетов государственной политики. И чтобы установить верховенство закона и построить настоящее правовое государство, прежде всего, нужно искоренить коррупцию».

И на основании изложенного, в целях защиты национального рынка транспортных услуг, КазАТО просит Вас принять решительные меры, обеспечить тотальное усиление транспортного контроля за иностранными перевозчиками, осуществляющими международные автомобильные перевозки на территории Республики Казахстан, а также требования неукоснительного выполнения Технических условий информационного взаимодействия между органами транспортного контроля странами-участницами Союза по обмену информацией, установленных Приложением №1 Порядка.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ: Письмо Президенту РК Токаеву К-Ж.К.

Назад