Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан

Таможенные вопросы

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Женева, 21 декабря 2017 г.

Информация о вступлении в силу таможенного кодекса евразийского экономического союза

I. История вопроса

1 января 2018 года планируется вступление в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), который заменит собой действующий на настоящий момент Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС), действующий с 2010 года.

Новый кодекс базируется на передовой международной практике таможенного администрирования, включая положения Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и Балийского соглашения Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли.

При подготовке ТК ЕАЭС кодифицирована действующая договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства в сфере таможенного регулирования. Эти международные соглашения были не только кодифицированы, но и актуализированы в ТК ЕАЭС с учетом существующих требований и международных стандартов.

ТК ЕАЭС состоит из 9 разделов, 61 главы, 465 статей, 2 приложения и представляет собой документ объемом более 1000 страниц.

В кодексе содержится 297 отсылочных норм, отнесенных к компетенции Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК), в соответствии с которыми будет принято более 100 решений ЕЭК. Одновременно с вступлением кодекса в силу должны вступить 27 решений ЕЭК, после чего начнется разработка еще 20 решений так называемой «второй очереди».

IRU будет следить за принятием соответствующих решений ЕЭК и дополнительно информировать об этом своих членов.

II. Информация об основных нововведениях в таможенном кодексе

1. В ТК ЕАЭС внедрены принципиальные нововведения, которые существенно отличают его от своего предшественника:

a) В основе взаимодействий таможенных органов с иными государственными органами и с участниками внешнеэкономической деятельности (далее – участники ВЭД) лежит информационный обмен сообщениями и документами в электронном виде.

Возможность обмена документами и сведениями на бумажном носителе сохраняется, но только в случае отсутствия технической возможности, а также в случаях, установленных кодексом. К таким случаям, в частности, относятся книжки МДП.

b) В ТК ЕАЭС определен приоритет электронного таможенного декларирования.

Подача таможенному органу декларации на бумажном носителе допускается в случае неисправности информационных систем таможенных органов, а также в следующих случаях:

  • При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
  • В отношении товаров для личного пользования;
  • В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
  • В отношении транспортных средств международной перевозки;
  • При использовании транспортных, коммерческих документов в качестве таможенной
    декларации.

c) В новом кодексе реализована возможность совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля не только должностными лицами таможенных органов, но и информационными системами таможенных органов.

Это позволит использовать технологию автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров, а также проводить таможенный контроль в автоматическом режиме без участия сотрудников таможни.

d) При подаче декларации на товары документы, на основании которых она заполнена, таможенным органам не представляются. При этом документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны находиться у декларанта на момент подачи декларации и должны быть представлены по заросу таможенного органа при необходимости.

e) Применение таможенного кодекса подразумевает внедрение в перспективе принципа «единого окна», несмотря на то, что само понятие в документе не используется.

f) В кодексе закрепляется взаимное признание решений таможенных органов стран-членов союза и их равная юридическая сила на всей таможенной территории.

2. Дополнительно можно выделить изменения, касающиеся предварительного информирования и применения таможенной процедуры таможенного транзита:

a) Предварительное информирование

В ТК ЕАЭС заложены лишь самые основные подходы к применению предварительного информирования, в то время как, например, порядок представления предварительной информации и порядок ее регистрации будут утверждены отдельными решениями ЕЭК.

Законодательством закладываются основные принципы предварительного информирования:

  • информация подается однократно, используется многократно;
  • информация используется как таможенными органами, так и иными контролирующими
    органами на границе.

В соответствии со ст.11 ТК ЕАЭС предварительная информация в зависимости от целей представления подразделяется на:

  • представляемую в целях оценки рисков – обязательная часть;
  • представляемую для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля – расширенная часть.

Какие сведения будут подаваться в расширенной части предварительной информации будет установлено соответствующим решением ЕЭК, но известно, что они будут использоваться, например, для совершения транспортного контроля, для совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, с помещением товаров на временное хранение, для ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля и т.п.

Согласно ТК ЕАЭС предварительная информация может представляться как сведения в электронном виде, так и в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП). Информация, подаваемая через TIR-EPD, является «сведениями, подаваемыми в электронном виде».

Таким образом, после вступления ТК ЕАЭС в силу возможность представления предварительной информации с применением TIR-EPD сохраняется без каких-либо изменений.

b) Применение таможенной процедуры таможенного транзита

В общем применение таможенной процедуры таможенного транзита не претерпело принципиальных изменений по сравнению с ТК ТС. Ниже перечислены наиболее существенные нововведения:

Для завершения действия процедуры при перевозках автотранспортом документы в таможенный орган представляются в течение 3 часов с момента их прибытия в место доставки товаров (по ТК ТС – 1 час).

Срок помещения на временное хранение или под процедуру после завершения транзита при автоперевозках – 8 часов после регистрации подачи документов таможенным органом назначения (по ТК ТС – 3 часа).

Пп. 7 п. 4 ст. 146 ТК ЕАЭС сохранена норма, содержащаяся в пп. 3 п. 2 ст. 217 ТК ТС, в соответствии с которой обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите не предоставляется в случаях, предусмотренных международными договорами в рамках Союза и (или) международными договорами государств-членов с третьей стороной.

Изменяются подходы к применению сертификатов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (далее – сертификат обеспечения). Так, в частности:

  • вводится приоритет оформления сертификата обеспечения в виде электронного документа;
  • международным договором (Соглашением стран-членов ЕАЭС) будут установлены условия оформления сертификатов на сумму, превышающую предоставленное обеспечение;
  • возможность подтверждения одним сертификатом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых по нескольким транзитным декларациям.

Регламентированы подходы для мультимодальных перевозок, например, в соответствии с п.3 ст.62 – исполнение за плательщика обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может обеспечиваться экспедитором, а в соответствии с п. 1 ст. 83 при декларировании таможенного транзита декларантом может выступать экспедитор. МСАТ будет следить за практическим применением указанных статей, а также других нормативных документов, имеющих отношение к интермодальным перевозкам, и информировать членов соответственно.

Важным моментом является то, что ТК ЕАЭС закрепляет возможность использования временно ввезенных транспортных средств международной перевозки (далее – ТСМП) для внутренней перевозки.

В частности, в отличие от ст. 344 ТК ТС, которая прямо запрещала использование ТСМП для перевозки грузов во внутренних перевозках по таможенной территории таможенного союза, в п. 7 ст. 275 ТК ЕАЭС оговариваются случаи, когда такая перевозка возможна:

  • такая перевозка допускается международными договорами государств-членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта;
  • такая перевозка осуществляется в рамках многосторонних квот Европейской конференции министров транспорта и государства-члены, на территориях которых начинается и заканчивается такая перевозка, являются участниками указанной конференции.
III. Заключительные положения

Анализ ТК ЕАЭС показывает, что формально в документе содержатся необходимые правовые основания для беспрепятственного применения процедуры МДП в Евразийском экономическом союзе. В частности:

  • закреплено отсутствие необходимости предоставлять обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите, если это установлено международными договорами государств-членов с третьей стороной;
  • таможенное декларирование в письменной форме допускается при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Вместе с тем, приоритет электронного декларирования и развитие информационных технологий в сфере таможенного регулирования приводят к тому, что таможенные органы, в частности Российской Федерации, различными способами препятствуют осуществлению таможенного декларирования в письменной форме.

В результате, уже на сегодняшний день от перевозчиков поступают многочисленные обращения в отношении незаконных требований сотрудников таможенных органов по электронному оформлению транзита. Прежде всего это касается пунктов пропуска, расположенных на западном и северо-западном участках таможенной границы евразийского союза.

После вступления ТК ЕАЭС в силу 1 января 2018 года, следует ожидать усиления давления со стороны таможенных органов, принуждающего к отказу от письменной формы декларирования таможенного транзита.

Поскольку требования такого рода противоречат законодательству и носят неофициальный характер, МСАТ призывает перевозчиков отстаивать свои права, а в случае их нарушения обращаться на Горячую линию МСАТ по телефону +41 22 918 20 58 или +41 79 742 62 41 для помощи в реальном времени, либо направлять информацию по данным случаям по адресу . В представляемой информации должны быть сведения о пункте пропуска, копия книжки МДП с последним отрывным листком, копия электронной транзитной декларации (если она оформлялась), данные о проведенном таможенном досмотре, а также любая другая информация, которая еще более конкретизировать ситуацию.

Cкачать информацию о вступлении в силу таможенного кодекса евразийского экономического союза

Назад