+7 (727) 250-92-95
Тупиковая ситуация! «О мерах по расширению использованию природного газа в качестве моторного топлива».
1. Состояние и проблемы по использованию природного газа в качестве моторного топлива.
Мировой рынок газомоторного топлива развивается, в том числе и на территориях ближайших наших соседей - Российской Федераций и Узбекистана. К сожалению, казахстанский рынок газомоторного топлива развивается не так динамично.
Начали появляться заправочные станции в городах, реализующие компримированный природный газ (КПГ) и сжиженный углеводородный газ (пропан/бутан). О строительстве газозаправочных станций, реализующих сжиженный природный газ- метан (LNG) на автомагистралях информации нет вообще, т.е. большегрузные автомобили и автобусы, следующие транзитом, выпали из поля зрения.
Руководство КазАТО встречались с представителями КазТрансГаза на предмет развития в Казахстане сети газозаправочных станций и у нас возникла дискуссия. Вопрос в том, что первично: парк газобаллонных автомобилей или сеть газовых заправок? Мы, транспортники утверждаем, что первична заправочная сеть, газовики утверждают обратное. Они не думают строить газозаправочные станции на автомагистралях, пока не появится спрос от потенциальных потребителей. Ситуация тупиковая.
Мы утверждаем, что если у нас начнут появляться газозаправочные станции на автомагистралях, то международные автоперевозчики в первую очередь начнут закупать грузовые автомобили и автобусы, работающие на сжиженном природном газе - метане, потому что это самый дешевый, безопасный и экологически чистый вид топлива.
Выпуск автомобилей, работающих на природном газе, освоили практически все ведущие мировые автопроизводители.
2. Законодательная база, касающаяся развития газомоторного топлива в РК.
Планом мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на 2019-2022 годы, утвержденно Постановлением Правительства РК от 29 ноября 2018 года N2 797 предусмотрено строительство 100 автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и криогенных автомобильных заправочных станций в регионах. В настоящее время по нашей информации в республике насчитывается 16 АГНКС, которые реализуют только КПГ. Будут ли построены АГЗС, реализующих СПГ (LNG) для транзитных автомобилей и автобусов на автомагистралях, в том числе на трассе «Западная Европа - Китай», нам не известно.
3. Почему надо развивать рынок газомоторного топлива
Развитие рынка газомоторного топлива актуально с точки зрения решения экологических и экономических проблем. Известно, что цена на газ составляет не более 50% от цены бензина, в выхлопах автомобиля, работающего на газе, вредных веществ в 5 раз меньше по сравнению с автомобилями с бензиновыми двигателями.
Природный газ расходуется экономнее. Особенно выгодно использовать газомоторное топливо магистральным автомобилям и автобусам, которые ежедневно проходят большие расстояния по маршруту следования и могут получить значительную экономию на топливе, т.к. увеличивается межзаправочный пробег автомобиля.
4. Меры стимулирования развития рынка газомоторного топлива.
Отдельные страны применяют меры стимулирования развития сетей газозаправочных станций. Так, например, в Иране и странах ЕС освобождают импорт газозаправочного оборудования для природного газа от ввозных таможенных пошлин и вводят запрет на строительство АЗС без блока заправки автомобилей природным газом.
В Австралии, Великобритании, Канаде, Малайзии и Японии выдают гранты и дотации на строительство автогазозаправочных станций, освобождают на определенный период от уплаты налога на землю при строительстве АГЗС, снижают налог на имущество и т.д.
Судя по высоким темпам роста мирового газомоторного топлива в последнее десятилетие, можно утверждать, что перевод автотранспорта на газомоторное топливо - общемировая тенденция, которая в ближайшем будущем усилится. Надеемся, что она затронет и нашу страну.
Для этого, считаем необходимым принять меры по стимулированию развития рынка газомоторного топлива в республике на примере других стран, в том числе надо стимулировать и поставку на казахстанский рынок отечественными и зарубежными автопроизводителями автомобилей на газовом топливе.